СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ

Поставляемые в СССР чехословацкие дорожные мотоциклы "Ява" оснащаются батарейной системой зажигания. В систему зажигания входят: прерыватель, конденсатор катушка зажигания, провод (кабель) высокого напряжения с кабельным наконечником, свеча и источни и тока (аккумулятор и генератор).

Для двухцилиндровых двигателей мотоциклов Ява-350 используется сдвоенная система батарейного сжигании, которая состоит из двух прерывателей, двух индукционных катушек зажигания (бобин), двух запальных свечей и т. д. Принципиальные схемы систем зажига ия мотоциклов Ява-250 (а) и Ява-350 (б) приведены на рис. 14.


Рис. 14. Электрические схемы систем зажигания:
1 и 15 - клеммы на корпусе катушки зажигания; 30, 15/54 и 51 - клеммы на корпусе центрального переключения.

Прерыватель мотоцикла Ява-350. Основанием прерывателя (рис. 15, а) служит круглый диск 2, укрепленный на корпусе генератора двумя винтами М4Х5. Диск цинтрируется наружным диаметром по трем выступам, имеющимся на корпусе генератора. Диск имеет возможн сть ограниченного поворота для регулировки момента размыкания контактов прерывателя, так как крепежные винты проходят через криволинейные пазы в диске.


Рис. 15. Детали прерывателей:
1 - фетровый фильц; 2 - основной диск; 3 - шайба; 4, 21 - проводники; 5 - основание прерывателя левого цилиндра; 6 - винт; 7, 8 - основания неподвижных контактов; 9, 10 - молоточки

На диске закреплены ось подвижного контакта (молоточка) одного прерывателя (верхнего для правого цилиндра) и фетровый фильц 1, при помощи которого смазывается кулачок прерывателей. На ось надевается молоточек прерывателя 9.

Основание неподвижного контакта (наковальня) 7 верхнего прерывателя крепится к диску винтом М4Х5 и может перемещаться (для регулировки рабочего зазора между контактами). Основание неподвижного контакта (наковальни) выполнено так, что оно служит держа елем клеммы проводника 4 и неподвижного конца плоской пружины молоточка 9. В рабочем положении конец пружины поставленного на ось молоточка фиксирует клемму и предохраняет молоточек от соскакивания с оси.

Второй прерыватель (нижний - для левого цилиндра) устроен аналогично вышеописанному, но имеет собственное основание 5, которое крепится к основному диску двумя винтами М4Х5 и может перемещаться относительно основного диска для регулировки момента раз ыкания контактов данного прерывателя.

Прерыватель мотоцикла Ява-250. Он в отличие от вышеизложенного имеет только один молоточек с наковальней, укрепленные на основном диске (рис. 15, б). Уход за прерывателями заключается в поддержании между контактами в период их максимального размыкания зазора в пределах 0,35-0,40 мм содержании механизма в чистоте и регулярной проверке затяжки винтов. При этом необходимо помнить, что после регулиров и зазора требуется регулировка опережения" Необходимо периодически наполнять фильц прерывателя смазкой, однако не следует ею злоупотреблять, так как излишки масла попадут на контакты и покроют их изоляционной пленкой. Замаслившиеся контакты следует п отереть тряпкой, смоченной в чистом бензине, дать им просохнуть и только после этого заводить двигатель,



Как указывалось выше, к системе зажигания кроме прерывателя относятся конденсаторы, индукционные катушки, провода высокого напряжения с кабельными наконечниками и свечи зажигания.

Рассмотрим их устройство и правила обслуживания.

Конденсатор. Конденсатор - маленькая, но очень важная деталь в системе зажигания. Конденсатор служит для улучшения УСЛОВИЙ образования высокого напряжения о катушке зажигания, кроме этого конденсатор уменьшает искрение между контактами прерывателя и ем самым предохраняет их от чрезмерного обгорания. Емкость конденсаторов, устанавливаемых на мотоциклах "Ява", составляет 0,25 мкф при рабочем напряжении около 400 в.

Конденсаторы могут служить очень долго без постороннего вмешательства. Онд не требуют практически никакого обслуживания. Необходимо только следить за надежностью электрического контакта и оберегать их от сырости.

Индукционная катушка зажигания (рис. 16). Это элемент неразборный и при неквалифицированном замешательстве может быть безнадежно испорчен. Индукционные катушки зажигания марки ПАЛ старого типа маркируются следующим образом: на последних двух местах ц фрового шифра у шестивольтовых катушек стоят цифры 04. Цифры 05 указывают на принадлежность катушки к двенадцативольтной системе зажигания.


Рис. 16. Катушка зажигания:
1 - крышка; 2 - вывод вторичной обмотки; 3 - вторичная обмотка; 4 - первичная обмотка; 5 - диэлектрическая мастика; 6 - корпус катушки зажигания; 7 - штифт; 8 - вывод вторичной обмотки

У катушек последующих выпусков номинальное напряжение указывается на корпусе в виде маркировки "6 в" или "12 в".



Хранить запасные катушки зажигания и конденсаторы следует в сухом месте. Катушки зажигания особого ухода не требуют. Как и конденсаторы, их достаточно содержать в чистоте и следить за надежностью электрического контакта подведенных к ним проводов.

Провод (кабель) высокого напряжения. Он соединяет высоковольтный вывод катушки зажигания со свечой. У мотоциклов "Ява" соединение провода высокого напряжения с запальной свечой осуществляется при помощи кабельного наконечника.

Кабельные наконечники. На мотоциклах "Ява" существуют наконечники двух типов - короткие, без встроенного искрогасящего сопротивления, и длинные, типа ТЕСЛЛ-10/1, с искрогасящим сопротивлением. В Советский Союз до 1968 г. поставлялись мотоциклы с коро кими кабельными наконечниками (без встроенного сопротивления). Для сохранения надежного электрического контакта не рекомендуется без нужды выдергивать провод высокого напряжения из гнезд катушек зажигания и кабельных наконечников.

Запальные свечи ПАЛ-Супер. Свечи, поступающие в нашу торговую сеть, имеют следующую маркировку: 14-5Z; 14-7RZ;. 14-8RZ. Маркировка расшифровывается так: первый номерной знак 14 -диаметр резьбы в миллиметрах. Следующая цифра соответствует определенном диапазону калильных чисел (тепловой характеристике) свечи:

- калильное число 95-195
- калильное число 195-240
- калильное число 240-260

Буквенный знак после цифровой маркировки расшифровывается так: Z - свечи для двухтактных двигателей; R - свечи со встроенным сопротивлением радиопомех.

Тепловая характеристика (калильное число) - сравнительна величина, показывающая, за какое время на специальном эталонном двигателе в определенных условиях возникает калильное зажигание.

Свечи с маленьким калильным числом ("горячие") надежно работают только на двигателях с низким тепловым режимом. Свечи же с большим калильным числом ("холодные") выдерживают высокие тепловые нагрузки и применимы для двигателей с высоким тепловым режим м. При эксплуатации мотоцикла на повышенных скоростях, например, в дальней поездке, целесообразно использовать "холодные" свечи, в режиме городского движения - "горячие".

На дорожных мотоциклах "Ява", поставляемых в Советский Союз, устанавливаются свечи с сопротивлением радиопомех, встроенным в изолятор свечи. Кабельные наконечники на этих моделях не имеют искрогасящего сопротивления. При необходимости (выход из строя установленные на мотоцикле чехословацкие свечи можно заменить отечественными марок АЗУ, А7У, А6У, однако следует помнить, что эти свечи не имеют сопротивления радиопомех. Для периода обкатки и для городской езды допустимо использование свечей А11У.

Следует также отметить, что использование длинных наконечников ТЕСЛА-10/1 со встроенным сопротивлением радиопомех и свечей с маркировкой R может вывести на строя индукционные катушки. Под действием двойного сопротивления катушка чрезмерно нагревается диэлектрическая масса размягчается и вытекает из катушки.

Профилактическое обслуживание свечей заключается в следующем.

Через каждые 3000 км необходимо проверять состояние изолятора и электродов свечей. Зазор между электродами должен быть 0,7-0,8 мм. Свечи следует оберегать от механических повреждений, содержать их в чистоте и не хранить вместе с инструментом и запчас ями. Свечи необходимо тщательно завернуть и хранить в таком месте, где они не могут быть повреждены.

Регулировка зазора между контактами прерывателя и момента зажигания. Установка момента зажигания является очень тонкой и важной регулировкой. От качества выполнения данной операции зависит четкая и бесперебойная работа двигателя. У новичка-мотоциклис а регулировка момента зажигания на первых порах будет занимать много времени, но необходимо набраться терпения и выполнить ее со всей тщательностью.

Прежде чем приступить к установке момента зажигания, желательно изготовить два приспособления, которые значительно облегчат предстоящую работу и повысят ее точность. Первое - контрольная лампочка для определения начала размыкания контактов прерыватель. Для этого к обычной лампочке 6 в, 1,5-5 вт припаивают контакт типа "крокодил" и соединительный мягкий провод, также заканчивающийся "крокодилом" (см. рис. 24). Второе - индикатор для определения момента зажигания.

Простой индикатор можно изготовить по чертежу, приведенному на рис. 17; можно изготовить более точный прибор, приспособив для этой цели индикатор часового типа.

Перед началом регулировки нужно осмотреть контакты прерывателя, которые должны быть в безупречном состоянии и соприкасаться друг с другом всей плоскостью. Нельзя приступать к регулировке, если контакты обгорели или на их плоскостях имеются неровности Выпуклости на плоскостях контактов надо устранить. Для этого контакты прерывателя нужно снять и, осторожно укрепив в тисках, надфилем запилить контакт таким образом, чтобы не нарушить параллельности плоскостей соприкосновения контактов молоточка и н ковальни. После окончания работы прерыватель необходимо тщательно очистить от опилок и промыть в чистом бензине. Плоскость вновь запиленного контакта проверяется совмещением его с металлической линейкой или плоскостью листового стекла.


Рис. 17. Индикатор для установки момента зажигания

Убедившись в исправности и чистоте контактов прерывателя, можно перейти непосредственно к самой установке момента зажигания.

Регулировку момента зажигания у мотоцикла Ява-350 необходимо производить в следующем порядке.

1. Вывернуть свечи из обоих цилиндров.

2. Снять правую крышку картера.

3. В правый цилиндр в резьбовое отверстие свечи завернуть индикатор.

4. Установить поршень правого цилиндра в верхнюю мертвую точку (в. м. т.), поворачивая коленчатый вал ключом за головку болта, крепящего ротор генератора к цапфе, пли вращая заднее колесо при включенной прямой передаче.

5. В положении поршня в в. м. т, установить зазор между контактами верхнего прерывателя (для правого цилиндра), равный 0,35-0,40 мм,

Для регулировки зазора необходимо ослабить винт 8 (рис. 18), крепящий основание наковальни (неподвижного контакта), и повернуть основание в сторону увеличения или уменьшения зазора.

Установив требуемый зазор, винт затянуть. Затягивая винт, нужно не сдвинуть основание контакта, иначе собьется установленный зазор. Затянув винт, вновь проверить зазор и при необходимости повторить регулировку. Зазор проверяется щупами, входящими в к мплект инструмента. При этом щуп толщиной 0,3 мм должен свободно входить между контактами, а щуп толщиной 0,4 мм не должен входить.


Рис. 18. Прерыватель мотоцикла Ява-350:
1 и 4 - винты крепления основания прерывателя левого цилиндра; 2 - основание прерывателя левого цилиндра; 3 - винт креплении основания неподвижного контакта прерывателя левого цилиндра; 5 и 9 - винты крепления основания диска; 6 - выступ; 7 - основно диск; 8 - винт крепления основания нижнего контакта прерывателя правого цилиндра

6. Установив между контактами требуемый зазор, повернуть коленчатый вал в обратном направлении и опустить поршень на 3,5-4,0 мм от в. м. т. При этом положении поршня и правильно установленном зажигании должно начинаться размыкание контактов прерывате я и, соответственно, в свече должна проскакивать искра.

Начало размыкания контактов удобнее всего контролировать лампочкой, присоединенной параллельно контактам прерывателя. При включенном зажигании, в момент начала размыкания контактов, лампочка загорается, а при сомкнутых контактах она не горит.

Для установки нужного момента начала размыкания контактов необходимо проделать следующее.

а) Ослабить два винта 5 и 9 (рис. 18), крепящие основной диск 7 к корпусу генератора, и, поворачивая по ходу часовой стрелки пли наоборот, установить диск так, чтобы начало размыкания контактов прерывателя совпадало с установленным положением поршня 3,5-4,0 мм до в. м. т.). Момент начала разрыва контролировать по загоранию лампочки.

б) Завернуть винты 5 и 9 и вновь проворить момент начала размыкания контактов. При необходимости, если сбилась регулировка при затягивании винтов, повторить установку диска.

7. После установки момента зажигания для правого цилиндра устанавливают момент зажигания для левого цилиндра. Последовательность операций и действия при этом будут аналогичны вышеописанным, но при атом для регулировки момента начала размыкания контак ов поворачивать нужно основание 2 другого прерывателя, прикрепленное к основному диску двумя винтами 1 и 4 (основной диск с прерывателем для правого цилиндра при этом остается неподвижным). Ни в коем случае недопустимо после установки момента зажиган я регулировать зазор между контактами прерывателя, так как при любом изменении зазора между контактами существенным образом меняется величина опережения зажигания.

Несмотря на кажущуюся простоту, операции по регулировке зажигания требуют определенных навыков. Осложнения могут появиться после окончательной затяжки винтов, крепящих прерыватели к основанию, особенно если винты перед этим были немного вывернуты. В роцессе затягивания винтов основание прерывателя изменяет свое положение на основном диске (или основной диск меняет положение на корпусе генератора при регулировке опережения для правого цилиндра). При этом и пятка молоточка меняет свое положение по отношению к кулачку прерывателя; соответственно изменяются зазор между контактами и момент начала размыкания контактов.

Поэтому при установке момента зажигания нужно учитывать изменения в положении прерывателя после затяжки винтов и суметь внести поправку в измерения и в положение прерывателя перед окончательной затяжкой крепежных винтов.

Для обеспечения бесперебойной работы системы зажигания следует придерживаться следующих правил.

1. Систематически производить наружную очистку приборов системы зажигания от пыли и грязи (приборы системы зажигания должны быть безупречно чистыми).

2. Через 3000 км пробега: а) смазывать каплей масла, применяемого для коробки передач, фильц и оси молоточков прерывателей; б) проверять состояние и контролировать зазоры между контактами прерывателя и между электродами свечей; в) проверять установку зажигания и при необходимости производить его регулировку.


9140133551616794.html
9140220467826211.html

9140133551616794.html
9140220467826211.html
    PR.RU™